Правила
Выписка из «Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов». |
Настоящие правила обязательны для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами грузоподъёмных кранов, а также других организаций, выполняющих на территории Республики Беларусь отдельные виды работ и услуг (проектирование, конструирование, изготовление, монтаж, наладку, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, реконструкцию, техническое диагностирование, техническое освидетельствование, обучение персонала и ответственных специалистов), связанные с грузоподъёмными кранами, техническими устройствами в их составе, а также приспособлениями для грузоподъёмных операций.
О материалах для строп, коэффициент запаса прочности строп, испытательный стенд.
ГЛАВА 19 Съёмные грузозахватные приспособления, тара.
211. Проектирование съёмных грузозахватных приспособлений и тары должно осуществляется специализированными организациями в соответствии с государственными и межгосударственными стандартами, настоящими Правилами, ТНПА. Стропы текстильные должны соответствовать государственным и межгосударственным стандартам. Текстильные канаты и ленты, применяемые для изготовления строп, должны иметь свидетельство, оформленное в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011. При отсутствии указанного свидетельства применение текстильных канатов и лент не допускается.
214. Расчет ветвей стропа производят на растяжение по формуле: Fₒ≥SK
где Fₒ - разрывное усилие каната в целом, цепи, ленты в ньютонах, принимаемое по стандарту или техническому условию;
S – расчетное (необходимое рабочее) натяжение ветви стропа в ньютонах;
K – коэффициент запаса прочности, принимаемый для:
канатных строп – не меньше 6;
цепных строп - не меньше 4;
текстильных строп – не меньше 7;
219. Обязательным условием для изготовления канатных, цепных и текстильных строп является наличие испытательного стенда.
223. Приспособления для грузоподъёмных операций испытываются после изготовления в организациях-изготовителе, а после ремонта – в организации, в которой они ремонтировались, нагрузкой, на 25% превышающей из паспортную грузоподъёмность. Стропы, за исключением цепных, ремонту не подлежат.
О методах, сроках осмотра и выбраковки строп.
ГЛАВА 30 Техническое освидетельствование
371. В процессе эксплуатации съёмные грузозахватные приспособления и тара должны периодически осматриваться в следующие сроки:
траверсы, клещи другие захваты и тара – каждый месяц;
стропы (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;
редко используемые съёмные грузозахватные приспособления – перед их применением;
Порядок осмотра съёмных грузозахватных приспособлений и тары определяется их владельцем
(порядок - правила, по которым совершается что-нибудь).
Результаты осмотра съёмных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений и тары.
Для осмотра съёмных грузозахватных приспособлений и тары владелец грузоподъёмного крана и (или) производитель работ должны назначить работника из числа специалистов, ответственных за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, или лиц , ответственных за безопасное производство работ кранами. Осмотр съёмных грузозахватных приспособлений и тары должен производится по инструкции, разработанной с учетом приложения 23 к настоящим Правилам и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съёмные грузозахватные приспособления и тара должны изыматься из работы.
375. Специалист (группа специалистов) по надзору назначается после прохождения обучения в соответствии с требованиями настоящих Правил и проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности в объёме выполняемой работы в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний и выдачей ему (им) соответствующего удостоверения.
Приложение 23 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов Нормы браковки грузозахватных приспособлений:
Браковка грузозахватных приспособлений, находящихся в эксплуатации, должна производится по инструкции, разработанной организацией-изготовителем или специализированной проектной организацией и определяющей порядок и методы осмотра и браковочные показатели.
При отсутствии у владельца инструкции браковка элементов канатных, цепных и текстильных стропов производится в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем приложении.
Браковка канатных строп.
Запрещается: |
|||||
Боковой загиб концевого элемента |
Вязание узлов | Зацеп за рог крюка |
Удары по элементам стропа |
Работа при отсутствии защелок на крюкх |
Ремонт |
Замена концевых или гибких элементов стропа производится только предприятием-изготовителем, имеющим соответсвующее Разрешение. После замены элементов, стропы испытываются статической нагрузкой, превышающей номинальную в 1,25 раза. |
1) Отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, отсутствует паспорт;
2) Наличие на канате узлов, перегибов, заломов, перекручивание каната;
3) Диаметр каната в целом уменьшился на 7%и более из-за износа или коррозии;
4) Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице:
Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной | ||
3d | 6d | 30d |
4 | 6 | 16 |
Примечание d – диаметр каната мм.
5) Выдавливание наружу сердечника каната;
6) Термические или термоэлектрические повреждения стропа;
7) Деформация и износ сечения коуша более чем на 15%;
8) Трещины на втулках и изменение их размеров более чем на 10%;
9) Повреждения элементов канатного стропа (звенья, крюки): трещины любых размеров, боковые перегибы, отсутсвие предохранительных защелок, уменьшение площади поперечного сечения на 10% и более. Наличие остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;
Браковка цепных строп.
Запрещается: |
Запрещается: |
1) Трещинами любых размеров и расположения;
2) Износом поверхности элементов или наличием местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% и более;
3) Наличием остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;
4) Повреждением резьбовых соединений и других креплений.
Браковка круглопрядных строп.
Запрещается: |